Ростовское генеалогическое общество

rss 2.0




Аксайская станица.

Краткий исторический очерк.

Местность, где ныне находится станица Аксайская, при впадении р.Аксая в Дон, близ Кобякова городища, была занята Донскими казаками еще в начале появления их в нижней части Дона. Здесь, по словам современных актов, уже в 1570 году стояла первая (крайняя) атаманская станица, до которой казаки провожали царского посла Новосильцева, отправлявшегося в Царьград, и здесь же приняли его на обратном пути от Азовских турок. В позднейшее время Усть-Аксайский стан, как его тогда называли, по-видимому, принадлежал к г.Черкасску: сюда во время весеннего разлива вод выезжали из Черкасска казачьи семьи и многие из них оставались даже на все лето, а другие и навсегда; здесь были рыболовные заводы Старочеркасских рыбаков; сюда из Черкасска же была перенесена в 1764 году деревянная церковь Св.Илии, посвященная во имя Св.Троицы, и лишь в 1791 году этот стан был переименован в станицу. Когда решено было перенести войсковой город на новое место, Аксайская станица, в числе других местностей, предназначалась для занятия новым городом. Но по какому-то непонятному предпочтению, отданному менее выгодному во всех отношениях месту при слиянии незначительных речек Аксая и Тузлова, не суждено было остаться городу при главной реке. В 1837 году была сделана попытка в перенесению Новочеркасска в Аксай, но и эта попытка не удалась. Занимая выгодное положение при судоходной реке и большой почтовой и промышленной дороге, соединяющей Москву с Кавказом, Аксайская станица была одной из лучших по внешнему виду и промышленной деятельности: судоходная пристань, лесная биржа, соляные магазины, рыбные заводы и вообще торговля достигали здесь весьма значительных размеров. Устройство в 1840 годах капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще более способствовало выгодам станицы.

Между тем Ростов, представлявший до 1850 годов в сравнении с Аксайской станицей село, благодаря своему положению постепенно разрастался и, наконец, сделался центром торговой и промышленной деятельности в низовьях Дона. Проведение в 1870 годах до Ростова первой Донской Грушевской дороги и затем соединение ее с общей железнодорожной сетью, с образованием в Ростове же узла трех дорог (при избрании направления Владикавказской железной дороги начальным пунктов намечалась Аксайская станица, где была уже готовая дамба через Донское займище, но по непонятной причине предположения эти не осуществились), окончательно лишило Аксайскую станицу прежнего значения, и торговая деятельности в ней перешла в область преданий.

В 1783 году в Усть-Аксайском стане, нынешней станицы был сооружен каменных трехпрестольный храм с дорогим и богато украшенным иконостасом. В этом храме находится особенно чтимая на Дону святыня — чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, прославленная прекращением холеры в 1848г. Икона сия ежегодно переносится, при многочисленном стечение богомольцев, с большой торжественностью в города: Новочеркасск, Ростов, Нахичевань, Азов, Александровск-Грушевский и восемь окрестных станиц, по очереди. Другая чтимая по древности икона Св.Николая, писанная в 1701 году. В числе церковной утвари, вообще ценной, замечателен серебряный вызлаченый крест, с золотой верхней доской, украшенный голубой эмалью и бриллиантами, стоивший 12 т.руб., пожертвованный М. А. Ханженковой, дорогие потир чеканной работы, серебряный ковчег, плащаница, воздухи и проч. В числе старинных книг есть изданная в XVII веке.

К южной алтарной стене пристроена особая часовня над могилой чтимого строителя храма священно-иерея о.Василия Петрова, пользовавшегося по своей деятельности уважением святителя Воронежского Тихона и считающегося человеком праведным.

В церковной ограде находятся могилы и некоторых заслуженных лиц, жертвователей храма — Ребриковых и других.

В 1825 году в Аксайской станице сооружен второй каменный храм в честь Успения Пресв.Богородицы, а в последнее время третья каменная же церковь в честь Божией Матери Одигитрии на месте обретения чудотворной иконы ее.

Из учебных заведений в 1806 году здесь было открыто малое народное училище, преобразованное в 1819 г. в окружное, а с переводом последнего в Новочеркасск осталось одноклассное приходское; в 1863 году открыто женское училище 3 разряда, в 1871 г. мореходный класс и в 1896г. второклассная церковно-приходская школа с учительским курсом.

Вблизи станицы с юго-западной стороны находится так называемое Кобяково городище, от которого уцелели еще рвы и земляные валы. По археологическим находкам (наприм., золотые греческие монеты) можно судить, что на этом месте был какой-нибудь укрепленный городок, принадлежавший в древности грекам, а впоследствии, вероятно, половцам, по имени князя которых Кобяка, быть может, и называется городище Кобяковым.

К окрестностям Аксайской же станицы ученые исследователи приурочивают местонахождение столицы более древних обитателей Дона Алан, но место нахождения ее еще не установлено.

К станице принадлежат 9 хуторов.

Казаки станицы командируются на службу: в Л.-Гв.казачий полк, в 1, 2 и 6 армейские батареи, в 7 Донской казачий полк и в местные команды.

(Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г.Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области Войска Донского в 1900 году, - Новочеркасск, 1900.)