Старочеркасская станица
Краткий исторический очерк
Первое упоминание о городке Черкасском относится к 1593 году. В то время в Царьграде находился русский посол Нащокин. Турки получили известие из Азова, что на Дону казаки поставили четыре новых городка: «близко Азова, на Манычи, да в Черкасской и в Раздорех (Раздорских было два городка: Верхние и Нижние Раздоры) и из тех городков приходя, Азову тесноту чинять». Султан был очень разгневан этим; но Нащокин уверил его, что казаки все делают без ведома Государя, и тем успокоил Султана. К этому, вероятно, времени и относится основание Черкасска. Через двадцать лет после того он получает уже такое устройство, что в нем в 1614 году, зимовали возвращавшиеся из Царьграда русский посланник Мансуров и турецкий посол Алей. В городке была уже часовня.
С этого времени Черкасский, Раздоры и Монастырский городки начинают как бы оспаривать первенство один у другого. Но в 1622 году войсковым городком становится Монастырский, называвшийся и Нижним. Судьба же готовила первенство Черкасскому и через тридцать лет он становится главенствующим на Дону (с 1646 г.).
Накануне этого всю зиму 1645-46гг. Черкасск был в осаде от Нагайских и Крымских Татар, Черкесов и Азовцев и терпел большую нужду: но отсиделся благополучно.
После оставления в 1642 г. Азова турки, сознавая важность для них этого оплота, снова укрепили город и усилили нападения на казачьи городки, угрожая уничтожить их совсем. Казаки не оставались в долгу и платили им тем же; а вместе с тем доводили до сведения Государя о необходимости принятия особенных мер к воспрепятствованию туркам упрочить свое положение в Азове и по Азовскому побережью. По настоятельствам казаков сюда несколько раз присылались ратные люди, но значительных результатов этим не достигалось, пока не сознал гениальный Петр необходимости отнять Азов у турок.
В 1695 году на Дону шли секретные приготовления к походу под Азов. 8 июля Петр прибыл в Черкасск и тот час же послал войска к Азову. Донские казаки со своим славным атаманом Фролом Минаевичем, испытанным в боях, были самыми опытными и храбрыми сподвижниками Государя в этом походе. В следующем году Петр снова прибыл в Черкасск 9-го мая, где пробыл три дня в подготовлении к походу под Азов и завершил, наконец, этот поход покорением Азова.
Еще во время достопамятной геройской защиты Азова против многочисленных турецких сил, известной под именем Азовского сиденья 1641 г., казаки дали обет построить храм во имя Христова Воскресения, исполнив этот обет в 1650 г. сооружением храма в Черкасске. В 1670 г. храм этот сгорел и вскоре опять был возобновлен, но в 1687 г. сгорел в другой раз. Тогда решено было соорудить каменный храм, который и был заложен в 1706 г., а окончен в 1719 г. В 1744 г. и новый храм значительно пострадал от пожара, но здание его уцелело. В сооружении Воскресенского храма, всегда носившего название соборного, принимали участие и оказывали войску Донскому помощь деньгами и церковной утварью Царь Алексей Михайлович, Петр и Императрица Елизавета Петровна. Он для Дона составляет священный памятник его прошлого и дорог по многим историческим воспоминаниям. Замечателен он и по своей архитектуре. Кроме величественного пятиярусного иконостаса, украшенного дорогими в серебряных вызолоченных окладах иконами и серебряными Царскими вратами художественной старинной работы, в этом храме сохранились три иконы: Воскресения Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня из числа присланных Царем Алексеем Михайловичем; копия с Азовской иконы Иоанна Крестителя; икона Божией Матери Итальянского письма и много других икон древнего письма, к сожалению попорченных позднейшими правками; два серебряно-золоченых креста с частицами святых мощей, принадлежавшие войсковым атаманам Корнилию Яковлеву (1661-1680гг.) и Михаилу Самаренину (1671-1678гг.); большой золотой потир (сосуд) с золотым прибором 1792 г.; серебряный вызолоченный ковш, жалованный Императрицей Елизаветой Петровной в 1752 году; большое в серебряном, вызолоченном, с камнями окладе Евангелие 1753 г.; большое серебряное оригинальной формы кадило и большое (местное) паникадило, вывезенные, по преданию из Азова при оставлении его в 1642 году; несколько книг и синодик XVII стол.
При входе в собор около западных дверей висит громадная железная цепь, которой, по преданию, был прикован еще при прежнем соборе Стенька Разин, из Черкасска отправленный в Москву, а у подножия храма лежат трофеи Азова – железные двери крепостных ворот и калиток и стрела от весов. В галерее собора с правой стороны в стене вделана мраморная плита с надписью, обозначающей место погребения знаменитого войскового атамана Корнилия Яковлева (соперника Разина), скончавшегося 16-го июня 1680 года.
Возле соборной ограды находится чугунный памятник, в ознаменование посещения Старочеркасска Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем в 1863 году и Наследником Цесаревичем впоследствии Государем Императором Александром Александровичем с Августейшей супругой, ныне вдовствующей Императрицей Марией Федоровной в 1869 году.
Соборная площадь в старину называлась майданом, на котором собирались «Войсковые Круги».
Монастырь.
Недалеко от собора находится Старочеркасский Ефремовский женский монастырь. Он основан в 1837 году при бывшей домовой каменной церкви войсковых атаманов Данилы Ефремовича и Степана Даниловича Ефремовых, сооруженной в 1756-1761 гг. и пожертвованной для образования при ней монастыря наследниками названных атаманов. Строительницей монастыря была одна из наследниц – вдова полковника Евдокия Иоакимовна Ефремова, употребившая на это (как бездетная), всю, весьма значительную, свою часть имения.
Монастырский храм очень богат дорогими иконами и утварью и ценной ризницей, составляющими пожертвования гг.Ефремовых. Одно серебряное паникадило оценено в 35385 рублей ассигнац. В ризницах есть облачения, сшитые из жалованных атаманом Ефремовым парчевых кафтанов.
Из св.икон особенно замечательны четыре местных: греческого письма, Успение Пресвятой Богородицы над царскими вратами, с частицами св.мощей, точная копия с древнейшей иконы Киево-Печерской Лавры (в числе ктиторов которой значится имя атамана Данилы Ефремовича), храмовый образ Донской Пресвятой Богородицы Одигитрии Божией Матери из походной церкви Данилы Ефремовича, Почаевской Божией Матери и св.Архидиакона Стефана – итальянского письма 1772 года.
В числе дорогих сосудов и крестов многие украшены драгоценными камнями.
Монастырь пользуется большим уважением и дает приют свыше 200 монахиням и послушницам. При монастыре имеются: 1) богадельня, призревающая более 35 дряхлых, больных и слабоумных женщин и 2) школа для девочек, число которых доходит до 35 и более. Настоятельницей монастыря состоит игуменья Иннокентия (в миру Александра, из донского дворянского рода Петровых), с 1872 года. Ее попечению обитель обязана тем благоустройством монастырских зданий, какого требовало постоянно увеличивавшееся число сестер и устройством в Новочеркасске монастырского подворья с прекрасной церковью.
Кроме собора и монастыря в Старочеркасске находится еще две каменных церкви, свидетельницы бывшего величия древнего Донского города:
Первая Петропавловская, первоначально бывшая деревянная, построенная в 1692 году и уничтоженная во время страшного пожара 1744 года, истребившего почти весь город. Вместо нее сооружена каменная в 1751 году.
Вторая Преображенская, построенная в 1740 году на месте прежде бывшей церкви пророка Илии, пострадавшая от пожара в 1744 году и возобновленная в 1781 году.
И та и другая богаты церковной утварью.
Возле Преображенского храма с южной стороны находится могила войскового атамана (первого на Дону) генерал-майора и тайного советника Данилы Ефремовича Ефремова, скончавшегося в 1760 году, с белой мраморной плитой на ней и соответствующей надписью.
Около той же церкви древнее кладбище, хранящее кости многих героев Дона.
В прежнее время в Старочеркасске было еще две деревянных церкви во имя св.Архистратига Михаила и св.Николая, перенесенные в Новочеркасск.
Еще в 1757 году в Черкасске существовала семинария, а в 1790 году было основано главное народное училище, переведенное оттуда в 1805 году в Новочеркасск.
По своему положению городок Черкасский с самого начала был укреплен, как и все городки того времени: а в 1650 году вокруг него возведен был земляной вал с деревянными башнями и рвом шириной в 3 сажени, наполненных проведенной из Дона водой. Впоследствии укрепления были построены из двойного дубового частокола, набитого между стен землей, а со стороны Дона для защиты от воды возведена была каменная стена; вокруг укрепления находилось один большой и 9 меньших раскатов (бастионов), вооруженных пушками, число которых в 1739 году доходило до 99.
Городок Черкасск в 1672 году делился на три станицы, а в 1692 году состоял уже из десяти станиц, в том числе одной татарской.
Вследствие того, что он затопляется весенними водами и иногда на значительную глубину, в 1802 году были предприняты, под руководством инженера де Романо, работы по возвышению площади, занимаемой городом, прорытию каналов и возведении других ограждений от воды; но в 1803 году он был отозван в С.-Петербург, после чего работы продолжались слабо до 1804 года, а в этом году, по заключению инженера генерала Деволана, присланного сюда для осмотра, и по желанию атамана Платова, было испрошено Высочайшее разрешение на перенесение города на место, занимаемое ныне Новочеркасском.
Старочеркасск свыше 150 лет составлял гнездо Донского казачества, а потому с именем его связаны имена многих знаменитых атаманов и старшин, стяжавших своими заслугами славу Донскому войску. Многие из них нашли здесь и вечное упокоение. К числу таких лиц принадлежат атаманы: Наум Васильев и Осип Петров (герои Азовского сиденья) 1639-1663гг., Корнилий Яковлев (соперник Разина) 1661-1680 гг., Михаил Самаренин 1671-1678гг., Фрол Минаев (сподвижник Петра) 1680-1700гг., Лукьян Максимов (соперник Булавина, казненный последним) 1700-1708гг., Василий Фролов (сын Фрола Минаевича, первый по назначению Государя) 1718-1723гг., Андрей Иванович Лопатин 1723-1735гг., Иван Иванович Фролов 1735-1738гг., Данило Ефремович Ефремов 1738-1753гг., сын его Степан Данилович Ефремов 1753-1772гг., Алексей Иванович Иловайский 1775-1797гг., Василий Петрович Орлов, совершивший по воле Императора Павла поход до Оренбурга, предназначавшийся для покорения Индии 1797-1801гг. и граф Матвей Иванович Платов 1801-1805гг. (по день переселения города в Новочеркасск); старшины: родоначальник Ефремовых Ефрем Петров (казненный Булавиным), родоначальники Краснощековых, Иловайских, Поздеевых, Кутейниковых, Машлыкиных, Яновых, Мартыновых, Леоновых, Сулиных, Исаевых и многих других. Здесь погребен и знаменитый герой, сподвижник Петра на Кавказе, бригадир Иван Матвеевич Краснощеков, убитый шведами в 1742 году и перевезенный на родину из Финляндии.
К станице принадлежит 5 хуторов, в одном из которых церковь и в двух школы.
Из окрестностей Старочеркасска имеют историческое значение: урочище Монастырское и остатки бывшей крепости Св.Анны.
1.Урочище Монастырское.
Находится на правом берегу р.Дона, ниже Старочеркасской станицы. В старину оно называлось Монастырским яром. Здесь находился казачий городок, носивший название Монастырского и Нижнего. Время основания его неизвестно. Но уже с 1610г. он неоднократно был станом Главного войска, а с 1622г. войско основало здесь постоянное пребывание, перенесенное сюда из Раздор. Здесь собирались «Войсковые Круги», здесь принимались Царские послы и Царское жалованье: отсюда грозное казачье воинство отправлялось в свои походы под Азов и на «синее море». Особенно же важными из событий, имеющих связь с Монастырским городком, являются: взятие донскими казаками крепкого Азова и защиты его от нападения турок, известное под именем «Азовского сиденья», доставившие Донскому войску всемирную славу. Первое было в 1637 году, второе – в 1641 году.
Весной 1637 года на Монастырском яру собирались донские казаки со всех своих рек из всех городков и станов и в войсковых кругах решили: «идти посечь бусурман, взять Азов и утвердить в нем веру православную. В часовне Монастырского городка пели казаки напутственные молебны и клялись во взаимной верности и 21-го апреля под предводительством славного атаман Михаила Ивановича Татаринова двинулись они конною и судовою ратью к Азову. Осада продолжалась почти два месяца и 18-го июня, Божиею помощью и Государевым счастьем увенчалось полным успехом». Азов был взят и главное войско из Монастырского перешло туда. Там прежде всего победители восстановили уцелевшие древние греческие храмы во имя особенно чтимых донцами Св.Славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна и Св.Николая Чудотворца.
Но пока длилась осада Азова многим из храбрых донцов пришлось под стенами его сложить свои головы. О них в отписке своей Царю Михаилу Федоровичу казаки говорят так: «А како, Государь, мы стояли под тем городом Азовом и те азовские люди нашу братью казаков из пушек и из турок (ружей) побивали, и мы, Государь, велели отвозить каюками на Монастырский яр убиенных и велели их у часовни погребати по правилам святых отцов священнослужителям».
Пять лет казаки владели Азовом, разделили его на станицы и сделали христианским городом и тем оградили Россию от нападений со стороны татарских орд и турок.
Но турки не могли простить казакам нанесенной им обиды. Они готовились жестоко отомстить за нее и в 1641 году двинулись к Азову, громадными силами, превосходившими численность казаков более чем в двадцать раз. 7-го июня эти силы обложили Азов со всех сторон и началась ужасная осада, продолжавшаяся три с половиной месяца и кончившаяся полным посрамлением турок. После того, как укрепления Азова были почти все разрушены, храбрые защитники, предводительствуемые знаменитыми атаманами Осипом Петровым и Наумом Васильевым, лишившись уже шести тысяч своих товарищей (из 9-ти тысяч всех защитников, неутомимыми сподвижницами которых были и жены их), отсиживались в 4-м земляном городке. Когда они израненные и изнеможенные готовились вступить в последний бой и сложить свои головы с честью, турки, потерявшие до 20 тыс., а по другим сказаниям до 50 тыс. своих воинов, ночью на 26-е сентября поспешно отступили и бежали от Азова, преследуемые казаками.
Отстояв Азов, казаки били челом Великому Государю, чтобы он принял его в свою отчину. Но по тогдашним политическим обстоятельствам Государь не нашел возможным исполнить просьбу казаков и, милостиво похвалив их за «крепкостоятельство», посоветовал им оставить город. Так кончилось на этот раз обладание Азовом, и казаки, покорные воле Царя, оставили его в мае месяце 1642 года, забрав оттуда церковную утварь, всю артиллерию и свое имущество, а по преданию и кости павших товарищей, и перешли на Махин остров, а частью в Монастырский и Черкасский городки.
Турки после этого снова начали мстить казакам за их победу. В 1644 году они сожгли Монастырский городок и с того времени прекратилось его существование.
Но с именем Монастырского городка до наших дней сохранилась память о павших под Азовом славных героях Дона. Их подвиги по достоинству были оценены Царем Михаилом Федоровичем повелевшим «тех донских казаков, которые в Азовское взятие (1637г.) и при осаде Азова крымскими и турскими людьми (1641г.) побиты, за их к Государю службу, за кровь и за многое осадное нужное терпение, в городах и монастырях поминать во всю четыредесятницу, а затем имена их написать в синодики в соборах и монастырях в вечное поминовение». На Дону же установлено на «Монастырском» совершать ежегодно в субботу сырной недели торжественные панихиды по донским воинам «живот свой за веру и отечество положившим». Сюда из Старочеркасска приезжают духовенство, станичный атаман и многочисленная масса народа, прибывают депутации от шести соседних станиц, воинские команды из тех же и Старочеркасской станицы и одна сотня в полном составе из Новочеркасска, а для командования войсками назначается походный атаман из штаб-офицеров. После панихиды при пении вечной памяти войска по команде отдают покоящимся героям воинскую честь ружейными залпами. Перед панихидой прочитывается грамота Царя Михаила Федоровича на Дон, от 2-го декабря 1641 года, присланная в похвалу службы и крепкостоятельства при защите Азова.
На месте Монастырского городка воздвигнут, на средства всего войска Донского, собранные по подписке, памятник «в честь и славу» покорителей и защитников Азова, сооруженный в 1867 году, в виде часовни, внутри украшенной св.иконами и историческими надписями, а возле ограды памятника поставлены старинные азовские пушки.
2.Аннинская крепость.
После покорения Азова Императором Петром в 1696 году и оставления его по Прутскому договору 1711 года, по повелению Государя около Старочеркасска на Монастырском урочище был устроен укрепленный «транжамент». Но так как это не согласовывалось с трактатом, по которому было постановлено условием «не делать никаких укреплений между Черкасском и Азовом», то, вследствие настоятельств со стороны турок и испытанного неудобства нахождения на этом месте, затопляемом весенними водами, транжамент был перенесен на другое место выше Черкасска, а в 1730 году вместо транжамента построена была еще несколько выше, на Васильевских буграх, новая крепость, названная в честь Императрицы Анны Иоанновны Аннинской. Крепость эта существовала до 1761 года, когда отсюда была перенесена ниже по Дону к урочищу «Богатый-Колодезь», где ныне г.Ростов и названа крепостью Св.Дмитрия. от Аннинской крепости до сих пор хорошо сохранились громадные земляные валы.
Казаки станицы командируются на службу: в Л.-Гв.казачий полк, в 6 Л.-Гв.батарею, 2, 4 и 7 армейские батареи, артиллерийскую команду, 16 Донской казачий полк, и войсковой Провальский завод.
(Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г.Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области Войска Донского в 1900 году, - Новочеркасск, 1900.)